Вспоминая прошлую жизнь
И проскольку за окном почти зима, погода самая лучшая чтобы сидеть дома, провожу это время вспоминая прошлую жизнь. Фотоплёнок прошлой жизни у меня по первому взгляду достаточно. К ним я не притрагивался уже лет, наверное 25, поскольку именно в то время из продажи исчезла фотобумага и все потребные для неё проявители-закрепители.
Плёнки на четверть века замерли в труднодоступных местах. Выбросить их я, конечно, не смог, тупо надеясь сам не знаю на что, но вот лежали… Лежали-лежали, пока не дождались своего звёздного часа.
Про этот час я уже писал вот здесь http://robinzoid.ru/slayd-skaner/ но тогда он только-только у меня появился. Вся работа с ним мне ещё предстояла.
Ноябрь и начало декабря в этом году как раз и были посвящены оцифровыванию фотоплёнок. Не скажу что работа шла быстро. Практически каждый кадр вызывал в памяти волну воспоминаний, а такие волны гаснут нескоро. Да и сидеть у компутера чего-то год от года всё тяжелее. Шея голову держать устаёт как-то больно уж быстро.
И главное непонятно, под старость-то мозгов в голове вроде не прибавляется, вроде их даже убавляется, а такое ощущение (совершенно не подкрепляемое мыслительными процессами) что этих мозгов всё больше и больше. Голова всё тяжелее и тяжелее.
Ощущение не из приятных.
Честно говоря, приступая к оцифровке плёнок, сам не представлял ввязываюсь. Было опасение, что за четверть века фотоплёнки могли как-то испортиться… Выцвести вряд ли, что оксиду серебра сделается, но вот рассохнуться и покорёжиться, теотретически могли.
Но опасался зря. Продукция Шосткинского химкомбината «Свема» и Казанского «Тасма» оказалась неподвластной времени. Плёнки сохранились великолепно. Ну правда и хранились они разрезанными на пять кадров в бумажных гармошках из листов старых школьных тетрадей. Бережно хранились.
И сохранились нормально.
Кассета с плёнками двигалась справа налево, на мониторчике слайд-сканера мелькала моя прошлая жизнь, о которой я уже и забыл давным давно. Например здесь я на теплоходе «Новольвовск» со свежепойманной (не мной, конечно) акулой в руке. Потом мы её как-то съели.
Сначала кадры накапливались в недрах слайд-сканера, а когда пакетик с плёнкой заканчивался, переносились на комп. Одна папка — одна плёнка. Пакетики подписывались и укладывались обратно в коробку. То есть составлялся каталог кадров, в каком пакете какие кадры. Это для дальнейшего.
Слайд-сканер у меня всё-таки очень бюджетный и резкость получающихся картинок ну очень не на высоте. Самые ценные кадры я потом всё-равно буду переснимать.
Просто теперь я знаю где что искать.
Переснимать плёнки, кстати можно бы было и моей медиакамерой. Сочинить станочек для крепления негативодержателя и камеры и поснимать. Инвертировать негатив в позитив в Гимпе совсем просто. Но дело это было бы и хлопотное и долгое, его есть смысл начинать только для отдельных кадров. Особо ценных.
Ценными, увы, кадры были далеко не все. Всё-таки в свои 14 лет я, когда учился фотографии, фотографировал много, но совсем не то, на что хотелось бы посмотреть в свои 50 и качество сфотографированного, слишком часто было ну ни в какие ворота вообще.
Обидно.
Но, тем не менее, вот, вспоминая прошлую жизнь, работа оказалась завершена. Обе коробки плёнок оцифрованы. В каждой папке (а их вона сколько) вот постольку кадров. Летопись жизни от 77-ого до 89-ого года. Вообще-то за десять лет я мог бы наснимать и побольше. Да и оцифровывая плёнки то и дело ругал себя последними словами за то, что тогда не соображал что именно надо щёлкать. И кого именно. И как именно.
Ох… Знать бы тогда то, что знаю теперь…
Нынешним подросткам повезло куда больше. Мне бы в то время такую технику, как сейчас.
Но вот что было, по тому и приходится вспоминать…
Вспомнить, кстати, очень есть о чём. Вот например класс девятый. Я тогда сильно увлекался астрономией, сочинил себе телескоп и то и дело глазел через него на события на небе.
Но события небесные предполагали развивание соображаловки, и вот я попытался соединить телескоп с фотоаппаратом.
Да, это Исаакиевский собор, виднеющийся с моего балкона. Не скажу что различим отчётливо, но ведь неплохо для пятнадцати лет? В память о прошлом, щёлкнул собор ещё раз, уже своей нынешней техникой. Всё бы хорошо, но эти деревья.
Собор можно только предполагать.
Или вот на что ещё был способен советский школьник с самодельным телескопом. На левом снимке просто вид с балкона. Квадратиком отмечен дом, который был для меня в те годы бесконечно важен.
Вернее не сам дом, а одно окно в этом доме. И даже не само окно, а та, кто жила за этим окном. Не успокоился, пока не перерассчитал фокусное расстояние объектива телескопа, не скореллировал его с фотоаппаратом и не щёлкнул заветное окно крупным планом.
В общем получилось достаточно отчётливо, невзирая на полтора километра между нами.
И опять-таки не удержался и не щёлкнул этот дом ещё раз. Чисто в память о прошлом. Сейчас за некогда заветным окном живут другие люди, да это уже и неважно. Дом тоже заволокли сучья вдруг вымахавших деревьев.
Зимой ещё туда-сюда, а летом сквозь них невозможно разглядеть вообще ничего. Вся память заросла.
Ну да и ладно. Кстати это ещё раз показывает возможности моего теперешнего фотоаппарата. Оптика ну очень на высоте.
Вот такую бы да лет 35 назад…
Но снимать приходилось тем что есть. Кстати качества оно («Зенит ЕМ») тоже было достаточно приличного. Сам он на резкость не наводил, но снимал неплохо. Кадры, если их не испортить некачественной проявкой (интересно, сейчас хоть кто-нибудь представляет что это значит? Фотобачки, фототермометр… Метол, гидрохинон, тиосульфат натрия…) получались вполне приличными. А чего наснимал…
Ну вот это я на крыше на Дворцовой набережной. Чтоб до этого места добраться, по крышам пришлось идти от теперешней Миллионной. Вернее как «идти»? Карабкаться по железным конькам, ежеминутно рискуя поскользнуться и улететь вниз. Качество кровельного покрытия уже тогда внушало тревогу. Тем более мокрый снег…
Но вот добрался же, спокойно прошёл на незакрытый чердак, выбрался через слуховое окно и пошёл к Неве. И никаких тебе замков, никаких бомжей и террористов…
А зачем? А вот захотелось. Сейчас-то такое повторить уже невозможно. Чуть появись на крыше, все жильцы телефоны оборвут, звоня в ФСБ.
А жаль…
Собственно вот так выглядит этот домик, снятый сейчас. С Невы. Парадный, такой, домик. Жить окнами на Неву, конечно, интересно и креативно…
Но я-то знаю каково вообще жить в этом доме. Несколько внутрь, десяток-другой метров от набережной — и дворы-колодцы. Жуткое место. Солнца там не бывает вообще. Верхние два снимка могут дать об этом некоторое представление. И так весь Питер. Ну по крайней мере центральная его часть. Этого не показывают путеводители, здесь не бывают туристы и приехавшие погостить… Но это настоящий Питер. Правда небезопасный.
Подростков, выросших в таких дворах, сами места их обитания склоняют становиться «шпаной» как раньше, или «гопниками», как теперь. Своего рода параллельный мир, который не отмечен в путеводителях, но оттого ничуть не менее реальный.
Нужно только помнить, что именно этот мир, держал 900 дней Блокады. Вот вся Франция сопротивлялась 50 дней, а один Ленинград — 900. И об этом не ст0ит забывать.
Ну вот примерно такими воспоминаниями и размышлениями и перемежались мои сканирования фотоплёнок прошлых лет. Потому и дело это было долгое. Сидел, вспоминая прошлую жизнь, та так и досидел до начала декабря, когда все плёнки оказались оцифрованными. Теперь настаёт череда других зимних дел, но про них писать неинтересно, через чуть-чуть я, наверно, ещё вернусь к оцифрованному. А пока что??
удачи…
А я помню, как девчонкой мы с папой закрывались в ванной, в кромешной темноте. Свет красной лампочки и волшебное появление изображений на фотографиях.
Это был праздник — фотоувеличитель, ванночки с растворителями и какой-то неповторимый запах. И мокрые фотографии.
От гипосульфита запах? (Тиосульфата натрия) и пальцы были скользкими. А я еще применял стоп- раствор для остановки прявления. Делался он из уксусной эссенции Потом жалко было бачки выбрасывать
Ну да. Этот процесс незабываем.
У меня до сих пор есть в исправности два бачка: одноулиточный на 1 пленку и двухулиточный на две пленки.
Двое аптекарских весов: средние и маленькие, разновес (гирьки всех калибров в футляре).Ртутный термометр лабораторный.
Под кроватью увеличитель Ленинград-4, электроглянцеватель и, самое главное — красный фонарь в полной исправности.
Три фотокамеры пленочных: Зенит TTL, Практика L и Олимпус МЮ2.
Даже фотоэкспонометр Свердловск-4 живой… Черный мешок для зарядки кассет пленкой.
Я не только проявлял ч/б пленку, печатал ч/б фото, но и цветные слайдовые плёнки ORWO сам проявлял… Диапроектор (для слайдов), экран тоже имеются…
Потом появились минилабы с проявкой и цветной печатью, потом цифра, фотошоп, струйные фотопринтеры и снимать на плёнку стали только «особо одарённыё» и больше для выпендрёжу…
На цветную я так и не решился. Хлопот там было-о… А с фототехникой тоже расстаться рука не поднимается.
Не стоит забывать и другие события, и Ваше с ними родство.
Вот Вы, например, похожи на киношного О.Ю.Шмидта: http://old.postimg.org/gallery/3hha7425c/ff652660/
Бороду ему наклеивали топорно, а у Вас своя.
И настоящий Шмидт после болезни вон какой худой, а что Вы, что киношный все-таки поживее.
А раз поживее, то и поживете еще!
Про дворы-колодцы Вы вспомнили — да еще хуже места жительства бывают, из которых выбраться труднее (не только льдина в Чукотском море).
Зачем поддаваться плохой архитектуре, ведь рядом с Вами этой застывшей музыки полным-полно и в нормальном исполнении.
Предлагаю снять зал Таврического дворца, где в фильме выступал Леваневский — интересно, что стало с этим залом? Есть ли рядом портрет другого матроса, Железняк(ов)а?
И себе поможете здоровье поправить.
До Таврического мне сейчас добираться стрёмно. Тротуары скользкие, а я на ногах не шибко уверенно держусь.
Да и холодно на улице. Из дома только в магазин выбираюсь.
Конечно, здоровье надо беречь.
Про Таврический — это я мечтаю.
Дайте тогда консультацию.
Там, в художественном кино про «Челюскина», когда на корабле был объявлен угольный аврал (перегрузить уголь в кормовые трюмы, чтобы поднявшимся носом попробовать резать лед), показано, что уголь таскают в мешках.
Что-то совсем предков принижали позднесоветские киношники — они, наверное, не представляли, что существует тачка.
Как кочегар, да еще и моряк, ответьте — а что, на корабле нельзя уголь перегрузить с максимальным использованием механизмов? Я этим ни разу не занимался, но представляю, что на определенных участках можно переставлять краном емкость с углем.
Зачем же пупки рвать, если не в кино по сценарию что-то изображать, а просто жить?
Пустой мешок компактнее тачки, а на корабле места для хранения тачек маловато будет.
Неужели, будь Вы там, Вы бы тоже в мешке таскали?
У «Челюскина» в грузах был строевой лес, а в составе пассажиров — команда плотников.
Да и грузовые стрелы на всех фото видны.
Вот Вы на своей даче отлично знаете, как и что можно переместить. Я думаю, и команда «Челюскина», и пассажиры были не дураки, и предполагаю, что мешки им прописали киношники.
Вообще много неясностей для сухопутного человека. На многих кадрах вмерзшего «Челюскина» не видать дыма из трубы. Между тем на корабле продолжалась вполне цивилизованная жизнь. Как на корабле можно поддерживать жизнь без дыма? Или, кроме «ходовых» котлов, есть и какой-то мелкий, которого хватит для бытовых целей?
Вы же постоянно на дым в дачной комнате жалуетесь — и его на всех Ваших фото трубы видно, а на корабле было больше 100 человек, и морозы за 30. Как можно незаметно топить?
Строго говоря я с углём никогда дела не имел, на наших судах всё на мазуте было. А в котельных вообще газ. Возможно что угольные бункеры на «Челюскине» располагались так, что судовыми грузовыми механизмами до них просто было не добраться. Береговыми да, а судовыми… Но это чисто предположение.
Вот устройство именно пароходов просто не знаю. Не сталкивался…
Константин, а ведь правда про похожесть Робинзоида и памятника О.Ю.Шмидта. Я его сам, своими глазами на Чукотке в Шмидтовском районе. Даже хотел с ним сфотографироваться,да фотоаппарат замерз. Как сейчас помню Зенит ЕТ с Гелиосом 44.
У меня Зенит ЕМ был. С таким же объективом. Суперская штука…
На моем был встроенный экспонометр. А на ЕМ вроде не было. Не помню. Но чудо прыгающей диафрагмы и,вообще мягкорисующей оптики позволяло делать отличные портреты. Не говорю уже об использовании шкалы глубины резкости… Правда, до цветной пленки не дорос. Но это было давно, но было…
Поясняю: приставка Е означает elekro или ekspo Точно не помню. Но даже простой Зенит Е имел встроенный электронный экспонометр. Я то свой разобрал. Объектив через кольцо адаптер к Никону приспособил. А фотик подарил коллекционеру Сейчас цветы фоткаю зеркалкой. А бытовуху планшетом.