«Профессор Щёголев»
Это я продолжаю разбираться с плёнками. А УПС (Учебно-Производственное Судно) «Профессор Щёголев» это теплоход, на котором мы проходили летнюю плавпрактику после четвёртого курса ЛМУ ММФ. Ленинградского Мореходного Училища Министерства Морского Флота.
Да, в СССР у нас было и такое. Не кучка разрозненных компашек, каждая из которых выживает (или не выживает) как умеет, а централизованная структура, ведающая грузоперевозками по задачам страны. Частью этой структуры были и учебные суда, которые в реале перевозили грузы и ораву курсантов, учащихся всё той-же морской реальности вживую. На пароходах, выполняющих задачи, которые курсантам вскоре предстояло выполнять самим.
После выпуска, попав на суда своих пароходств.
Вот попал на такой и я. Практикой у нас тогда руководил широко известный в узких кругах Лев Николаевич Белоусов, прозванный (задолго до нас) «морским Львом». Вёл он у нас предмет УПС (управление судном и его техническая эксплуатация) ну и вёл не только в стенах нашей мореходки, но и живьём. На мостике.
Кстати пароход наш принадлежал не Пароходству. Владельцем его была Макаровка. Тогдашняя ЛВИМУ им. С.О. Макарова. Поэтому перевозка грузов (по-взрослому) была факультативная. основой было обучение курсантов, которых там и из самой Макаровки хватало. Кстати совсем уж неожиданно встретил там своего одноклассника по первому классу 448-й школы. Андрея Голубева. На электромеханика учился.
Интересное было совпадение. Сначала вместе в школу пришли, теперь, вот, на одном пароходе плыли…
Но их практика была где-то в глубинах машинного отделения, наша же на мостике. Не, ну не ходовом, конечно. У нас был дубликат ходового мостика, мостик учебный. Со всей положенной начинкой. И там мы дублировали происходящее на главном мостике, не опасаясь всерьёз чего накосячить, поскольку всё было учебным.
Косяки замечались только руководителями практики, с соответствующими оргвыводами. Впрочем и на сам ходовой мостик нас тоже допускали. Дубликат-дубликатом, а вживую порулить оно тоже интересно.
Кстати здесь хорошо видно что этот мостик как раз учебный. А потому что двери наружу нет. На настоящем мосту слева-справа есть выходы на крыло, где стоят репитеры гирокомпаса с пеленгаторами. А на учебном нет…
А так вся начинка как на основном. Несколько типов РЛС («Дон», «Наяда» и вроде что-то ещё, коллекция карт, аналогичная верхней. Прочие штурманские прибамбасы типа радиопеленгатора, приёмника импульсно фазовой РНС «Декка», лага, эхолота… В общем, всё не по-детски.
Впрочем и нас детишками назвать уже достаточно сложно.
Но вот чем дальше я копошусь в познаниях всей этой судоводительности, тем отчётливее понимаю что штурманом мне не быть. Ну учусь, конечно, отчисление из мореходки это гарантированная армия (два года) если вообще не флот (это три года) да и отданных на обучение лет жалко, но уже на «Щёголеве» я понимаю что судоводительская стезя это явно не для меня.
Вот матросом быть, чего я вкусил на прошлой практике год назад, это с удовольствием. А становится комсоставом… Ну не-е-е… Ну его нафиг. Хлопот больше в десять раз, а денег в полтора-два. Всю жизнь возиться с бумажками неохота категорически.
Ну а быть начальством мне вообще никогда не хотелось.
Тем более и матросская работёнка нас стороной не обходила. Ну когда на пароходе народу немерено, тем более никто из народа не является пассжиром, у старпома и боцмана всегда найдётся чем этот народ занять. Например палубу выстирать. Ещё хорошо что медяшек на судне не было, а то мы бы и их должны были драить.
Собственно меди на старых судах было полно только потому что она не ржавеет. Но зеленеет за день. Посему каждый день на кораблях прежних лет начинался с надраивания этих медяшек. Ну и чтобы народу было чем заняться за долгий-долгий переход.
Смутно подозреваю, что судовые начальники того времени нас так хорошо пользовали именно с целью нас чем-нибудь занять. Иногда это превращалось в откровенную дураковку, но…
А куда денешься?
Мне, впрочем, повезло больше остальных. На плавпрактике той меня взяли дневальным-буфетчиком. То есть какую-то еду я накрывал-убирал-мыл посуду в столовой команды, какую-то в кают-компании. То есть голодным не был никогда. Даже разъелся за ту практику.
Но вот времени для учёбы у меня было куда меньше чем у остальных моих сокурсников. За ту практику я получил только четвёрку. Впрочем и за прошлую тоже, так что видимо дело было не в перезанятости.
Мозги на пятёрку не тянули, да и всё…
Жили мы тогда в «каютах» по восемь человек. Быт был не самый процветающий, зато жить было весело. А заниматься тем более. Всегда можно было уточнить если чего не понял на занятиях, или исправить, если понял, но понял неправильно.
А быт… четыре двухярусные койки, две лавки и один стол. Я честно говоря даже не помню был ли у нас умывальник?… Чего-то помнится, что был, но в конце коридора. Но на такие мелочи никто внимания не обращал, воспитанные кубриками мореходки, мы к такому быту были привыкшими и особенно не переживали.
Но время идёт, гребной винт молотит и мы уже в Средиземке. Вот ребята щёлкнуты на фоне Гибралтара. По-моему это Испания. С другого борта — Марокко. Средиземка в общем не самое длинное море, дошлёпали и до Греции. Стою на её фоне.
Это сейчас загорать на Средиземном море дело обычное, а для 84-ого года это было сильно в диковинку. Конечно крышка трюма это вовсе не пляж где-нибудь в Тунисе, но в принципе и так сойдёт. Валяемся под солнышком, жаримся, пропекаемся до состояния «курсант-гриль».
Весёлое вообще-то было время.
А это весь народ вылез на перенгаторный мостик. Впечатляется. А впечатлиться очень было чему. Идём Коринфским каналом. Ну зодить Панамским, Суэцким, Кильским — это дело обычное. Но Коринфским, отделяющим Пелопоннес от собственно Греции, это не каждому удавалось.
А вообще интересно. Послание к Коринфянам, это ведь вот сюда… В эти самые места, где протискивается наш «Профессор Щёголев». А канал прокопали чтоб вокруг полуострова не бегать. Ну реально, порт от порта в двух шагах, а нужно фиг знает куда переться. Интересное место. Вот мы и взираем…
Чем-то напоминает просто пропил в грунте. Грунт, кстати, скалистый, как и вся Греция. Узенький канал, копали его в те годы, когда суда были куда уже теперешних. И наш «Щегол» практически едва протискивается каналом.
Чего это стоило рулевому я не знаю, но капитан (Юрий Питеряков. Подписывался в документах «ЮПитер» с росчерком, и был совершенно прав) после выхода из канала в кают-компанию пришёл совершенно на выдохе. Будто его через соковыжималку пропустили. Ну а правда, если чего — «во всём виноват капитан». Видимо этот проход дался ему непросто…
А это мы уже в Греции конкретно. Город Патры. Вышли поразмяться. Тем более де-то наверху города виднелась старая крепость. Сейчас её в инете найти можно запросто, а тогда это было очень в новинку.
Да и вообще вся эта Греция оказалась как-то очень «на соплях» построена, даже наши садоводства, которые строили кто во что горазд, и то выглядят куда более фундаментально. Ну и свободно, конечно. Теснота города просто ошеломляла. Постройки лепились друг на друга, непонятно как друг с дружки не соскальзывая.
Как можно обитать в таких условиях я до сих пор не понимаю…
Но вот, слегка поудивлявшись увиденному, добрались мы до этой самой старой крепости. Особо полазить по её развалинам нам, конечно, никто не позволил. Нет, не местные не позволили, наши собственные начальники. Хотя хотелось, но курсант человек полувоенный, хочется-не хочется, а делай как приказано.
Но кто-то ведь вывернулся. На арке этой греческой крепости отчётливо были процарапаны буквы ЛМУ!. То есть кто-то из наших парней то-ли курсом раньше, то-ли двумя, тоже был в этих местах и не мог удержаться. оставил автограф грядущим поколениям курсантов (ну и грекам, конечно), долженствующий символизировать способности нашего человека.
«Проникновенье наше по планете
Особенно заметно вдалеке :
В общественном парижском туалете
Есть надписи на русском языке!»©
Ну и ладно. Греция Грецией, хоть и говорят что в ней всё есть, но врут. Впрочем осьминогов нам вяленых по дороге предлагали, но почему-то при виде их аппетит вмиг куда-то девался.. Крепость крепостью… Может и интересная, но у нас в сСоюзе и своих развалин хватало. Однако пришло понимание, что в общем-то пора и честь знать. Короче на пароход пора. К своим кормёжечным обязанностям приступать. Я ж там был чуть больше чем просто курсантом. Походили, побродили, пофотографировали вволюшку, чтоб было что дома показать.
А иначе дома такие места никто и не увидит. В те времена поди дождись когда сюда десантируется «Клуб Кинопутешествий» вообще и Юрий Сенкевич в частности. Тем более его всё на Кон-Тики тянуло. К Туру Хейердалу.
Ну помните? Щёлкните по ссылке.
klub_kinoputeshestvij
Так что приходилось обходиться своими силами.
А сил и, особенно, времени много требовалось не только на любование местностями и окрестностями, но и на учебный процесс. Учебный, рабочий… всякий. Поэтому побродили мы по Греции, да и на пароход. Впереди было ещё много интересного, в Средиземку мы лазили дважды, сначала домой, потом по европам, потом на юга, но слишком уж заваливать блог воспоминаниями о былых днях наверно незачем.
Вот отсканировал и эту часть плёнок своей прошлой жизни и пора браться за новую пачку. Но там будут другие пароходы и другой (совсем другой) я. А пока наша плавпрактика на теплоходе «Профессор Щёголев» продолжается.
Куда нас несёт на этот раз знают ребята в штурманской рубке, на а я пока на этом заканчиваю ностальгию.
Удачи.
Какая Красота! Мне, грешным делом даже на наших Южных морях побывать не довелось. Искренне завидую. Правда, весь Север облазил. Ну, каждому свое.
Ну как сказать… Пока такое ощущение, что на северах люди пожелезнее южан. Да и как-то внутренне посвободнее. На югах приятнее, но на северах интереснее.
«Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо!» Да, Константин Борисович, хорошие воспоминания! Только, как-то, всё всерьёз и всё по взрослому. А где же …»Здравствуй племя младое…»? Где юность весёлая?
Ну это в школе осталось. В те времена взрослели быстро…
Ольга Анатольевна!! Здравствуйте!!! Наконец то Вы появились. Вас почти год не было!!! Почитайте нам стихи!!! Про веселую юность!!!
Здравствуйте Михаил Михайлович.
Под Новый год хорошо идет Пушкин А.С.
Вот, Константин Борисович в ностальгии, приятно читать.
Свою молодость вспоминаешь.
Интересно, если-б дан был шанс вернуться назад, в молодость,
многие-ли согласились бы прожить жизнь так-же как сейчас?
Прожить всё то-же самое я бы согласился. Но прожил бы это по-другому. Плёнок раз в десять побольше наснимал бы.
ЗдОрово!!!
Добрый вечер, Добрый человек! Читаю Вас с неприменным интересом и черпаю массу полезного и приятного из прочитанного. В преддверии Нового Года — Вам сил, здоровья, творчества, урожая!
Хотела спросить Вас, как мэтра земледелия (и не только земледелия) про растение лофант. Не пробовали ли его вырастить? Хочется у себя на даче попробовать его, вычитала, что он весьма полезен и красив.
Дачу только начинаю осваивать, борюсь с дикой травой и асфальтообразным суглинком, мечтаю своим присутствием и копошением в меру сил облагородить этот кусочек земли.
Посмотрите про лофант.
Еще раз с Новым годом! Наталья.
http://xn--l1adgmc.xn—-btbtxaari.xn--p1ai/topic/307-lofant/
Лофант — мощнейший иммуностимулятор пролонгированного действия?????????? Где б найти траву с действием наоборот??? Кошмар!!!!! Наталья!!!! Ваша трава погубит рсника!!!!
Ну нет, «мэтр» это явно не про меня.
Про лофант я вроде чего-то читал, но поскольку познакомиться с его свойствами было негде, то и внимания на него не обращал. Да и семена не помню чтоб встречались. Так что он как-то мимо меня прошёл.
молодец (из оставшихся единиц, не зомбаков или уродов-крыс)
текущее, как никода, в процессе, и подходит к завершаещему этапу
Уважаемый автор, это не у вас на УПСе курсант Мамонтов за борт упал в Средиземке?)))Я СВО на год младше курс, если че)))
Генка. Он самый. У нас у нас.
Легендарный человек. Он же, по слухам, пытался отобрать у медведя в зоопарке в Кенике собственную уроненную по пьянке к нему в клетку мицу. Это то что сходу вспомнилось. Жив ли он?)))
Думаю жив. Я сколько-то лет назад в сети на него наткнулся. Должность вроде ничего себе была.
Вам респект за фотки тех времен. В сети редкость. Очень атмосферно.Сын сейчас в макаровке учится, показываю ему, говорит сейчас фигня — раньше круче особенно фотки в колхозе его удивили)))
Зато тем же спутникам нас совсем не учили. А пришёл на пароход — точки только ими и брались. По части навигации сейчас техника далеко впереди. Наверно это хорошо.
Сейчас спутники у каждого в кармане. Этому и учить не надо. Зато нас целый Морской Лев учил «солнце на горизонт сажать»)))
Ну да, Белоусов это была ещё та история. А уж какой кабинет УПС у него на втором этаже был…
Мы в нём вступительное сочинение по литературе писали. Больше чем писал — всё по сторонам глазел. Едва на четвёрку вытянул.
О середухе ЛМУ ММФ воспоминания только положительные, но оно и понятно — в молодости и «трава зеленее». С нынешним опытом жизненным понимаешь по другому. И Белоусов чел был своеобразный, и количество офицеров алкашей там зашкаливало (все эти Горячевы, Гаражины и Цветушковы с Графинами). Удивляет, что и сейчас ЛМУ как учебное заведение никуда не делось, название поменяли, конечно ,но смысл его существование не понятно. Кого готовят? Зачем? Если вышка одних судоводителей каждый год набирает 180 человек)
У нас сначала Семёнов был, тогда ещё кап-лей, потом Моисеев. Я чего-то их в спиртсодержании никогда не замечал. Впрочем я и не присматривался.
Но наша мореходка сейчас как раз и перешла под эгиду Макаровки. Видимо они по каким-то своим соображениям содержат и колледж тоже. Может для малого флота, типа буксиров, может ещё для чего?
Наш старшина после выпуска как-то очень быстро стал старпомом на грунтовозке. Визу ему не дали, он в ракетных войсках служил, но в малом флоте его познания расценились очень высоко.
Впрочем и учился он нормально. Серёга был умный парень.
А как старшина роты он вообще — снимаю шляпу.
У нас тоже был Семенов. Он норм, но потом был Горячев — это нечто. Сейчас с морскими уч заведениями вообще хрень полнейшая. Все — Макаровка: и ЛМУ и ЛИВТ. Только УПСов нет, практику проходи как хочешь, специалистов готовят, но работать негде — флота нет.
Семёнову пока они нами командовал, кап-3 дали. Согласен, нормальный мужик. А с Горячевым я только рассыльным по экипажу разок стоял. Помню задолбался тогда по лестнице бегать. Мобильников-то ещё не было. Звонят в экипаж и понёсся по этажам звать к телефону кого надо. УФ…
А флот да, в середине 90-х наше БМП раздербанили вообще в ноль, а нового ничего так и не придумали.
Ребята, спасибо за хорошие слова. Я штатный радист
тх Профессор Щеголев. 1987-1993 год.
Ну значит мы с Вами тогда не сталкивались. Наша практика была раньше. А вообще народа там у вас было немерено. Скучать вашему брату явно не приходилось.
Спасибо. Мой нач.рации, Сергей Щеголев, (да, именно так) спрашивает можно ли скинуть Вам ещё несколько фоток ??? Нужен email.
А их проще на яндекс-диске оставить а сюда ссылку кинуть. Заодно и все заходящие их увидят. А то только одному мне это как-то не в тему.
https://cloud.mail.ru/public/pmmX/pBv2PrhP1
Спасибо Вам и Шуре-радисту за ссылку. 8 лет ,85-93начальником на УПС, который как говорится Named after me.
Наверное не совсем уж молоды, но всяк лучшие года.. Последний причал Новороссийске. Ориентировочно 03-05?? год.
А похоже мы с Вами в одно время там были. На фото своих одногруппников вижу. Тогда Вы меня помнить можете. Я там в 84-м в кают-компании комсоставу супы разносил.
Мало вероятно. Эти фотки уже со мной были. Я лохматый и в белой футболке.
Внимательно перечитал Ваш сайт. И немного офигел. Я тоже проходил Каримфским каналом. И был в Парах. Мы, часом, не в одно время на судне были? С учётом того, что на фотках Вы своих одногруппников там увидели. Просто я помню когда был на пеленгаторном мостике с толпой курсантов во время прохождения канала. А старпомом у нас был Николай Заяц. А мастером был Питеряков Ю.А. Было такое?
Точно. Заяц. Мы ещё его «Ну погоди» меж собой звали. А мастером Питеряков, верно. Наш год кажется был 84-й. Мы тогда были кадетами IV курса, следующей зимой выпустились.
В 75 году пришлось пройти Коринфским каналом на Щеголеве-красота Сейчас по нему ходят в основном туристические суда