Про моря и не только
Про моря и не только. Моря, кстати говоря, иногда оборачивались интересными вещами. Это, например, итог морской рыбалки. Да-да, это та самая рыба барракуда. Все про неё слышали, но мало кто видел. А ещё меньше тех, кто её ел.
Штука вообще-то небезопасная, барракудье мясо каких-то видов этой щучки опасно для здоровья. Сигуатеру вызывает, болесть такая. Вроде бывает и смертельной. Но это выловленное мясо. Пока оно плавает в воде, оно тоже может представлять опасность для здоровья. Зубки-то вона какие. А вообще-то щука-щукой. Только морская. Довольно вкусная, а кости как спицы от мопеда. Толстенные и прочные.
Но чего-то я не помню чтобы повара шибко сильно этой сигуатерой заморачивались. Доктор тоже. Вот электрику нашему повезло поймать рыбку, страсть он свою рыболовную удовлетворил, а что дальше…
По-моему он её не сам разделывал-обжаривал. Чего-то помнится, что отдал профессионалам своего дела. Камбузной братии.
Вообще мы пока на рейдах стояли, на разных пароходах, рыб налавливали просто немерено. Все уже давно знали в каких портах какие места есть самые рыбные. Информация об этом циркулировала по пароходству, хоть и не в циркулярах, но зато на каждом пароходе были группы её особо внимательного изучения. И к мнению членов этих групп прислушивались даже капитаны, выбирающие место для якорных стоянок.
Допустим пришли мы в ту же Гавану слишком рано, нас просят подождать где-нибудь не особо далеко. Ну а не особо далеко было место, которое мне запомнилось под именем «Браун-банка».
Рыбное — слов нет. Вот мы сразу туда и шлёпали. То есть экономия по части продуктов была ощутима.
Ну и экзотика тоже не последнюю роль играла.
Рыбы было много. Кое-кто ловил виды несъедобные. Акул маленьких или скатов. Или иглобрюхов.
Вообще интересная рыба. Плавучий ёжик, который умел раздуваться шариком. Вот шариком его и сушили, выпотрошив, всунув внутрь камеру от футбольного мяча, накачав и подвесив в машинном отделении, где жарко и сухо.
Но это чисто на сувениры, на чучела. Дома на сервантах держать. Поймает, посмотрит и так и сяк… Не, не годится… Бутых её обратно.
А были рыболовы питательных направлений. Эти тоже бултыхали рыб обратно, но только если они не были съедобными. Рыб питательных быстренько зачищали и отправляли в артелку (продуктохранилище) в морозильные камеры.
Ну за исключением тех, которых было намечено съесть прямо сегодня.
Их, намеченных, тут же тащили в рыборазделочный цех. Вот он, этот цех. Прямо на кнехтах на корме. Ну а чтоб потом долго не убираться, шланг подсоединили, палубу водичкой скатили, всё лишнее в шпигаты ушло, место снова чистое. Вот на этом-то месте и идёт разделка выловленных рыб.
Ну вообще-то не все на сковородку или в морозилку. Некоторые в соль, а потом на леску. К пиву на берегу. Ну представляете, заходит мужик в пивбар, в к пиву вместо воблы или тараньки какой, сушёную барракуду достаёт… Ну или ещё что, такое же нетрадиционное.
И всё, мужик в том пивбаре уже авторитет…
Ну камбузной братии тоже было чем развлечься. Такую рыбёшку чистить-разделывать это не путассу какую или селёдку. это куда более фундаментально и интересно. Хотя бывали и неудачи. Одного такого тунца камбузник едва начал разделывать, и сразу же обратно за борт. Рыба оказалась вся в червях. Не просто глисты какие, рыбные, а реально как червивое яблоко. Черви в мясе были. Вот и мечтай после этого стать Ихтиандром… Океан-то и такими сюрпризами богат. Не только акулами, а и паразитами, вида кошмарного…
Однако такое попадалось нечасто, в основном рыба была нормальная. А уж сколько удовольствия было её, такую, выловить… Это вам не карась в речке. Такого поднять на борт не просто сачок нужен, а специальная сетка. Борт-то высокий. Несколько метров. Просто на крючке такая рыбка не поднимется. Да и дотащить его до борта, на эту самую сетку, и умения нужно немерено, и силёнок. Он же на сковородку не хочет. Сопротивляется.
А силушки у этой рыбки будьте-нате. Впрочем чего я, кто рыбак, тот и сам всё поймёт, а кто не рыбак, не поймёт сколько не рассказывай.
Ладно, экзотика экзотикой, а вот ещё снимков нашёл. стояли мы в Моа (на Кубе) захотелось чего-то поэкзотичнее. Решил свой пароход с берегового крана щёлкнуть. Не скажу, чтоб кран сей был шибко сильно высок, но другого не было. Этим краном, грейфером, наш пароход серой засыпали. Да, на этот раз нам сладко не было.
Срочно завспоминался учебник химии десятого класса, с вопросом: а как делается серная кислота? Ну в том смысле не сделается ли она в трюме сама и вообще приползём ли мы домой, или растворимся по дороге? Но это как бы факультатив.
А пока, пользуясь тем, что в самую жару кубинцы не работали, (сиеста у них) слазил на этот кран, пароход на память щёлкнуть. Ну высоко, интересно. И безопасно. Лестница на грузовой стреле была обварена прутьями, чтобы свалиться с неё, надо было очень сильно постараться. Но стараться мотива не было, так что я пощёлкал местность и окрестность и слез.
Эх, вот тогда бы мне что-нибудь из теперешней фототехники. Ну и ноут, конечно, без него снимки-то куда девать, но…
В наличии был только «Зенит ЕМ» и всё. Но хорошо хоть не «Смена 8М», и то радовало…
Но не только экзотикой такого плана оборачивались моря… Вот это, например, Рижский Судоремонтный Завод. Пол-года у стенки. Ремонтировали нас и в хвост и в гриву, но чтобы сэкономить, какую-то часть ремонта приходилось делать самим.
Вот это, например, сходня, прицепленная к крану. И мы на этой сходне шарошками снимаем краску с надстройки. До металла. Потом будет грунтовка и покраска. Валиками. Большими, но вручную. Работёнка не самая одухотворённая, но надо… И такой работёнки за те пол-года, что мы стояли на этом заводе, было достаточно много. Потому и запись эта про моря и не только.
У трапа вахтенным в тот период часто ставили или доктора или кого из радистов, а матроса к боцману. В работу. Ночные-то вахты были чисто матросские, но днём развлекаться приходилось со шкрябками и пневмозубилом в руках,
Это я шлюпбалки обрабатываю. Их не на 100% приходилось зачищать, но на самом деле мест для обработки хватало и там. Шлюпки были сняты на берег, шлюпбалки опустели, ну вот и… Так удобнее, а то когда шлюпка на штатном месте, в некоторые места и не подобраться.
Это тоже я, но уже просто вахтенным матросом. Просто ребята неподалёку возились в кладовке с пожарными комплектами и страшно обрадовались, найдя каски. Пароход-то немецкой постройки, ну и оборудование всё то же.
Видимо и у них станки, каски штампующие, так с Войны и остались. Конечно посылать в Союз каски вермахта как комплектующие для противопожарного оборудования, было не совсем в тему, но видимо в Германии на это никто не обращал внимание.
А нам было над чем повеселиться.
А чем я ещё веселился в Риге… А вот этим. Глядел-глядел на береговой кран, да вот вдруг захотелось мне свой пароход с него сфотографировать. И не откуда-нибудь, а с места, овалом обведённым. то есть с самой верхотуры, самой-самой, до которой только можно добраться.
Ну дак чего, «Ведь если я чего решил, я выпью это обязательно !» ©, дождался перерыва, взял фотоаппарат, да и полез… Вот только стрела крана была без ограждения. Просто лестница и всё. Сказать по-правде, я на неё залез не с первой попытки. Не, ну не в том смысле, что я с неё рухнул, (тогда бы меня пришлось от причала отшкрябывать), просто поначалу перетрусил, но потом сам на себя обиделся и залез. Без страховки, естественно. (Волшебное японское слово).
И даже пароход свой щёлкнул.
Правда весь он в кадр не поместился, пришлось потом соединять снимки. Вот интересно, что сказал бы старпом (он как раз внизу идёт) увидев меня на стреле?? Но выяснять не захотелось, что бы он сказал, я себе примерно представлял.
А это я уже просто там, на стреле, пощёлкал вокруг. С одной стороны выглядело это всё интересно. Ощущения тоже были необычными. Это всё тот самый Рижский Судоремонтный завод. В Вецмилгрависе. Интересно что там сейчас.
А с другой стороны мне ж ещё спуск предстоял. Опять по той самой лестнице, просто железной стремянке, ступеньки которой были нещадно обкапаны тиром с тросов. Страховки, напоминаю, никакой не предполагалось. Ну да и ладно.
Зато в фотоаппарате у меня завелись необычные кадры, которые хотелось неповреждёнными доставить на пароход. Себя тоже хотелось, но кадры больше.
Ну и, как видите, мы с кадрами доставились нормально.
А это тоже я, но очень потом. Кадр исторический, это я на костыле. Во время крепежа труб в трюме, поскользнулся и уронил лом себе на ногу. Ну перелом пальца (дистальной фаланги, подногтевой бугристости) он и сам по себе комплекс ощущений выдал нехилый, но так ещё ж и ноготь вздулся. Реально стал отставать от пальца. Мне его доктор с соседнего парохода (как раз травматолог) под анестезией из хлорэтила удалял.
А место, которое осталось после ногтя, мы плёнкой от куриного яйца залепили. Пластырем наших предков. Мировая штука, яйцо разбивается, плёнка от скорлупки отделяется и белком на свежую ссадину. Присыхает и всё… Никаких перевязок не надо. Потом сама отстаёт.
В общем, получил я звание «Билли Бонс младший», поскольку костыль на пароходе был только один, и так добрался до дома. А перелом сам сросся. Просто потом рентген показал что он был. Ну и ноготь новый нарос.
Симпатичнее прежнего.
Ну а закончу я, пожалуй, зимой. Вам когда-нибудь приходилось швартоваться зимой? Швартовы-то на берег ложились из воды вытащенные, мокрые. Замерзали. Их потом на пароход и не затащить было. насквозь ледяные стержни.
Но швартовка это что? На ней хоть согреться можно. А вот стояночные вахты у трапа .то действительно что-то с чем-то. Мороз под -30°, (87-й год в Питере именно так и начался), восемь часов на свежем воздухе на железной палубе. Внутрь нельзя, погранцы с берега если увидят что вахтенного нет, могут и пакость учинить. Они тогда это любили.
Ночью. С нуля до восьми утра. Да, простой работу матроса назвать было в общем сложно. Но зато я сам про себя узнал столько нового… Оказывается мне многое было нипочём. И мороз тоже.
Правда это было давно. Сейчас я уже не тот. Ну и не тому мне пора завязывать с блогом. А то и так расписался, развспоминался… На этом пора завязывать про моря и не только.
Удачи.
Константин, здравствуйте!
С Новым Годом! Пусть этот год будет лучше, урожайнее, обильнее и теплее предыдущего!
Читаю Ваши воспоминания и думаю, что Вы настоящий морской волк. Пройти океаны со штормами, буйствами стихии — это сильно. Даже представить страшно, что на многие километры вокруг вода и нет людей. Только ты и твоя команда.
Желаю Вам удачи в новом году!
Пишите. Ждем.
Ну такая обстановка и сама человека меняет. Вот слева я курсантиком, паспорт моряка получил, фото оттуда, а справа — что стало с этим курсантиком через пять лет…
Заматерел курсантик
Да уж чересчур как.
Жуть какая! Константин Борисович, вА-Щ-е!
В зеркале бывает ещё страшнее ужасы показывают.
Ну вот. И на Робинзоида стал похож!
Точно, МОРЯК-РОБИНЗОИД!
Ну да, имидж давней конструкции.
Нет. РС выбросила Робинзоида с корабля на землю. И он огородничает в одиночестве. Даже Пятницы нет)))
Зато семь пятниц на неделе. И каждая — 13-е
Пленка от яйца вместо пластыря на ноготь… Рецепт моего деда на все раны. А он был фельдшером в партизанском отряде. Главное, боль бешеная утихает и заживает быстро. А что касается моряка на грядках… То Один из давних полководцев заметил, что все пыль…посмотри какую я вырастил капусту.
Да не просто полководец,а Диоклетиан, император Рима. А рецепт да, знатный.
Дело не в днях недели или конкретных датах. Начинать дела нельзя и в понедельники. Мы сами настраиваем себя на радости и возможные гадости. Сами виноваты в радостях и страданиях и результатах от этого. При этом размер удовольствия вовсе не связан с количеством вложенных усилий
Поэтому будем балдеть на собственных грядках с огромным удовольствием.
Константин Борисович, фото был-стал супер! А на грядках повозимся с удовольствием, если штормить не будет как тем летом. Надежда — наше всё! Скоро Рождество!
Доживём — повозимся. Не доживём — повозятся другие.